Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Все о домашней бухгалтерии: ведение учета личных финансов на бумаге, в excel, программы для домашней бухгалтерии, сервисы ведения домашней бухгалтерии онлайн
Ответить
Аватара пользователя
Frimen Takoshi
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 23 сен 2016, 22:05
Поблагодарили: 2 раза

Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Сообщение Frimen Takoshi »

Доброго времени суток!

Хочу разобраться в теме ведения учета личных финансов. Составить свою систему. И навести порядок в своих финансах. Для этого в качестве основного инструмента я выбрал Excel. Теперь, когда с инструментом определился, мне нужно составить саму таблицу. Долгов и кредитов у меня нет. Итак, что мне нужно посчитать. Эмм... Наверное сперва надо определить какие у меня есть финансы. И тут возникает первый вопрос - как их грамотно посчитать?

На данный момент у меня нет четкого разделения на резервы, сбережения и капитал. А есть просто доходы, расходы. И есть свободные деньги, которые остаются и откладываются "на будущее". Причем эти свободные деньги диверсифицированы примерно так: часть лежит в электронном виде в нескольких банках, часть лежит в виде налички под матрасом. Рубли, гривны, доллары, евро. И собственно говоря, я не знаю точно сколько в цифрах у меня есть финансов, поскольку не веду их учет. :oops:

Как мне в экселе грамотно посчитать свои накопления? С учетом разных валют, и постоянно плавающих курсов.
Нужно ли мне записывать и хранить информацию о курсе на момент покупки валюты и на момент ее продажи?
Стоит ли вообще разделять учет финансов в рублях, гривнах, долларах, евро? Или может лучше свести все расчеты к какой-то одной "эталонной" валюте? :|

После того как я разберусь со своими накоплениями, я так понимаю, что мне необходимо составить таблицу доходов и расходов, и распланировать свой личный бюджет. Тут всё ясно. Вы очень хорошо раскрыли эту тему в своих статьях. Спасибо, буду пользоваться Вашими рекомендациями и распределять финансы по четкой системе.

А как быть с имеющимися накоплениями, о которых я писал выше? Как лучше всего разделить собранные в кучу средства на резервы, сбережения и капитал?


Аватара пользователя
fingeniy
Администратор
Сообщения: 2805
Зарегистрирован: 15 июн 2014, 14:09
Откуда: Крым
Благодарил (а): 30 раз
Поблагодарили: 153 раза
Контактная информация:

Re: Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Сообщение fingeniy »

Frimen Takoshi писал(а):Доброго времени суток!
Хочу разобраться в теме ведения учета личных финансов. Составить свою систему. И навести порядок в своих финансах.
Здравствуйте! Спасибо, что подняли очень важную и правильную тему.
Frimen Takoshi писал(а):Для этого в качестве основного инструмента я выбрал Excel.
Отличный выбор, поддерживаю. Хорош тем, что Вы сами сможете составить все таблицы, отчеты, графики и менять при необходимости так, как Вам захочется.
Frimen Takoshi писал(а): На данный момент у меня нет четкого разделения на резервы, сбережения и капитал. А есть просто доходы, расходы. И есть свободные деньги, которые остаются и откладываются "на будущее". Причем эти свободные деньги диверсифицированы примерно так: часть лежит в электронном виде в нескольких банках, часть лежит в виде налички под матрасом. Рубли, гривны, доллары, евро. И собственно говоря, я не знаю точно сколько в цифрах у меня есть финансов, поскольку не веду их учет. :oops:
Смотрите, я предлагаю отдельно вести учет активов (это резервы, сбережения, капитал и другие активы) и доходов с расходами. Потому что это немного разное. Если сравнить с предприятием, то активы и пассивы - это баланс предприятия, а доходы и расходы - это отчет о прибылях и убытках. Так и у Вас будет личный бюджет со своим балансом, подсчитывающимся нарастающим итогом, а также форма учета доходов и расходов (допустим, ежемесячная).
Frimen Takoshi писал(а): Как мне в экселе грамотно посчитать свои накопления? С учетом разных валют, и постоянно плавающих курсов.
Я предлагаю сделать это так:
По горизонтали откладываете инструменты, в которые вложены средства, а по вертикали - виды активов (резервы, сбережения и т.д.). Или наоборот - как удобнее...
Таким образом, у Вас получится итог по каждому виду актива, а также по каждому инструменту - это очень удобно. Предлагаю также эти итоги считать первоначально в национальной валюте, а следующим столбиком/строчкой - в долларах. Для этого самый простой способ где-то поставить отдельную ячейку с курсом доллара: вбили курс на нужную дату - все итоги пересчитались по формуле сумма в нац.валюте * курс. Это кстати и полезно: будете видеть прирост не только в нац. валюте, но и в долларах. И если нац. валюта прирост, а доллар - отток - значит, маловато валютных активов. Что-то вроде индекса ММВБ и РТС на фондовом рынке РФ, которые показывают одно и то же, но первый - рублевый, а второй долларовый, и часто они движутся разнонаправленно.

По итогу каждой строки или каждого столбца, или по каждой строке/столбцу целиком Вы сможете строить графики/диаграммы, которые наглядно покажут Вам распределение Ваших активов.
Frimen Takoshi писал(а): Нужно ли мне записывать и хранить информацию о курсе на момент покупки валюты и на момент ее продажи?
Лично я так делаю всегда, особенно это важно, если валюта покупается со спекулятивной целью. Правда у меня это пока в блокноте по старинке, никак не перенесу. Очень удобно: Вы как партиями покупаете валюту, так и партиями продаете. Допустим, сегодня есть смысл продать такую-то партию, а другую - еще нет, и т.д.
Frimen Takoshi писал(а): А как быть с имеющимися накоплениями, о которых я писал выше? Как лучше всего разделить собранные в кучу средства на резервы, сбережения и капитал?
Я предлагаю сделать так. Разделить, во-первых по инструментам вложения, во-вторых - по суммам. Начать с выделения резервов. Резервы - это традиционно 6 месячных расходов. Если доходы нестабильные, то можно больше - до 12. Во-вторых, резервы предполагают мгновенный доступ. То есть, это могут быть средства, хранящиеся дома, на депозитах до востребования, на карточных счетах. Можно в инвалюте. А далее нужно смотреть, для чего Вы собираете все эти деньги. Для каких-то целей - это накопления. Чтобы куда-то вложить и приносили доход - это капитал. Если собирается сумма, чтобы куда-то вложить и получать доход, то пока собирается - это накопления, как только вложена - капитал. По инструментам: накопления обычно хранятся на депозитах или в инвалюте. Более рисковые активы, которые, к тому же, нельзя быстро изъять - это уже капитал.

Было бы здорово, если бы Вы выложили скрины своих составленных табличек сюда в тему (через "добавить вложения"), можно без цифр, просто для наглядности, а я и другие форумчане, посоветовали бы Вам уже что там можно добавить или изменить.

Аватара пользователя
Frimen Takoshi
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 23 сен 2016, 22:05
Поблагодарили: 2 раза

Re: Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Сообщение Frimen Takoshi »

Здравствуйте! Благодарю за такой развернутый ответ. В голове потихоньку начинает складываться пазл :)
Сегодня я поработал над таблицами. Экселя под рукой не было, и таблицы я составил в Google Sheets. Формулы там не сложные, все необходимые функции присутствуют. Формат данных вроде как можно сконвертировать из Excel в Google Sheets и наоборот.

Итак, вот что у меня получилось. Я создал таблицы для учета активов и заполнил их данными. Данные вымышленные (просто для наглядности).
fingeniy писал(а):По горизонтали откладываете инструменты, в которые вложены средства, а по вертикали - виды активов
Сверху я добавил вспомогательную таблицу с курсами валют по двум датам: по текущей дате, и по дате для анализа. Тут мы вводим сегодняшний курс валют. И курс валют например на 1-е число месяца, чтоб посмотреть как изменились личные активы за этот период. Таблица также считает количество дней, за которое произошли эти изменения (в данном примере - 23 дня), и изменения курсов валют.
2016-09-24_table1.png
Потом мне эта таблица показалась слишком раздутой, и я решил ее немного переделать и упростить.
Вот второй вариант таблицы:
2016-09-24_table2.png
И заодно решил поиграться с графиками. Добавил на второй лист две маленькие таблички, которые берут итоговые данные из основной таблицы. По ним строятся два графика. Графики показывают изменения активов в гривневом и в долларовом эквиваленте.
2016-09-24_table2_gr.png
Вот собственно говоря и всё что я успел сделать за сегодня.
Буду рад услышать Ваши советы и замечания по внешнему виду, расчетам, и графикам. Прошу оценить также удобство пользования первым и вторым вариантом таблицы.

И какой на Ваш взгляд вариант легче читается и воспринимается?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
fingeniy
Администратор
Сообщения: 2805
Зарегистрирован: 15 июн 2014, 14:09
Откуда: Крым
Благодарил (а): 30 раз
Поблагодарили: 153 раза
Контактная информация:

Re: Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Сообщение fingeniy »

Замечательно! Мне очень нравятся обе таблицы, Вы - молодец! :-)

Какую из них выбрать... Первая удобна тем, что там еще можно подбить итог по каждому варианту вложения средств: депозит 1, депозит 2, вебсайт и т.д. В том случае, если в 1 инструмент вкладывается несколько Ваших активов (например, на счете в банке лежат и резервы и сбережения), то удобнее будет эта таблица.

Если преимущественно в 1 инструмент вкладывается только 1 актив, то будет удобнее вторая таблица по причине компактности.

Что можно сделать еще... Там, где это необходимо, создать для каждого инструмента отдельные листы-таблицы, подсчитывающие доход/расход/изменения по этому инструменту. Например, депозит: пополнения, частичные снятия, капитализация процентов. И в основную таблицу подтягивать оттуда всегда актуальную сумму: если сумма депозита поменялась, то и в общей таблице она меняется. Если хотите, конечно.

По отчетам - можно сделать листы-диаграммы со структурой активов в целом, каждого актива по-отдельности, каждого инструмента по-отдельности (то, что для Вас важнее).

А вообще, буду теперь приводить в пример Ваш вариант: задались целью и сделали, ничего сложного, все красиво, интересно, наглядно...

Аватара пользователя
annar1984
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 27 авг 2018, 09:41

Re: Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Сообщение annar1984 »

Это экономистом нужно быть, чтобы вести такую сложную таблицу.

Аватара пользователя
fingeniy
Администратор
Сообщения: 2805
Зарегистрирован: 15 июн 2014, 14:09
Откуда: Крым
Благодарил (а): 30 раз
Поблагодарили: 153 раза
Контактная информация:

Re: Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Сообщение fingeniy »

annar1984 писал(а):Это экономистом нужно быть, чтобы вести такую сложную таблицу.
Совсем не обязательно. Да и сложность таблицы можно подбирать под свои запросы и критерии. В идеале - составить таблицу самостоятельно, тогда она будет понятна и проста. Экономистом для этого быть не нужно, нужно иметь элементарные навыки работы в Excel.

Аватара пользователя
DianaPet
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 21 сен 2018, 15:23

Re: Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Сообщение DianaPet »

fingeniy писал(а): Совсем не обязательно. Да и сложность таблицы можно подбирать под свои запросы и критерии. В идеале - составить таблицу самостоятельно, тогда она будет понятна и проста. Экономистом для этого быть не нужно, нужно иметь элементарные навыки работы в Excel.
Но ведь иногда забывается, что нужно каждую копейку вносить. Было бы в смартфоне приложение, проще стало бы.

Аватара пользователя
Svet
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 06 сен 2018, 23:49
Поблагодарили: 6 раз

Re: Учет личных финансов. Переход от беспорядка к системе.

Сообщение Svet »

DianaPet писал(а): Но ведь иногда забывается, что нужно каждую копейку вносить. Было бы в смартфоне приложение, проще стало бы.
Не знаю, существуют ли такие приложения для смартфонов, но такая штука есть в личном кабинете банка (по крайней мере, в одном из моих банков, за все не скажу). Там можно настроить свои категории расходов. При оплате банковской картой происходит автоматическое зачисление суммы расхода в нужную категорию. Всё отображается в цифрах и красивых цветных диаграммах, сохраняется история по месяцам - всегда можно посмотреть, что было, скажем, полгода назад. Там же можно заполнять и суммы, которые вы уплатили наличными, а также составлять план будущих покупок, например, если вы копите на что-нибудь.

Я этим не пользуюсь, потому что у меня учитывается дополнительно и другая финансовая информация, которая там не предусмотрена. Кроме того, тут получается информация только по одному банку, а если банков несколько, то уже неудобно. Но для тех, кто только начинает учитывать свои финансы, это может быть подходящим подспорьем.

Ответить

Вернуться в «Домашняя бухгалтерия»